Сведения об образовательной организации arrow Музей
Музей Печать

·

Мы знаем только малую часть природы, только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…
В.И. Вернадский.

·

·

Среди глобальных проблем ХХ века и века нынешнего ведущее место занимает проблема экологии. По словам академика Анохина, «…человек настолько изменил окружающую среду, что для того, чтобы выжить, он должен измениться сам»... Поэтому решение этой проблемы надо начинать с человека. Мы живем в природной среде, но, кроме нее, есть еще одна среда, сформированная нашими предками и нами самими. Это среда культурная. И для решения «проблемы века» мало одних природоохранных мероприятий, нужна культура отношения человека к природе. Эту задачу решают школьные музеи природы.
В  Купреевской средней школе Гусь-Хрустального района Владимирской области уже три года работает музей леса «Азбука природы» и он уже прочно вошел в воспитательную систему школы как центр культурно-экологического воспитания и образования школьников.

·

Историческая справка: 

  • 2000 год – на базе Купреевской средней школы создается школьное лесничество, учредителями которого стали отдел образования администрации Гусь-Хрустального района и Курловский лесхоз. Лесничество объединяло детей 8-10-х классов и занималось уходом за лесными культурами, поддерживало порядок на территории лесничества, участвовало в фенологических наблюдениях и экспедициях.
  • 2002 г. – школьное лесничество занимает 2-е место в областном смотре-конкурсе школьных лесничеств.
  • 2004 г. – лесничество участвует в областном семинаре школьных воспитательных систем на базе Лесниковской средней школы, где оформляет выставку из природных материалов, получившую высокую оценку. Именно эта выставка подсказала идею создания школьного краеведческого музея.  Направление определилось сразу – это должен быть музей леса. Работа над школьным музеем велась параллельно по двум направлениям: ремонт и оформление помещения и сбор экспонатов для музея. Основную часть работы взял на себя педагогический коллектив школы, к сбору экспонатов привлекались учащиеся и их родители. Часть экспонатов была подарена родителями, большая часть – собрана в лесах на территории Купреевского лесничества. Серьезную финансовую поддержку оказали Курловский лесхоз, администрация и отдел образования Гусь-Хрустального района.
  • 27 сентября 2006 года состоялось торжественное открытие школьного музея леса «Азбука природы», приуроченное к 80-летию Гусь-Хрустального района. Сюжет об этом празднике прошел на Гусевском телевидении «Хрустальная волна»; материал о музее опубликован в сборнике «Путеводитель по музеям Гусь-Хрустального района.                                                                         
(Приложение 1)

·

Музей успешно прошел паспортизацию в Федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения и получил Свидетельство о регистрации № 11124. 
(Приложение 2)

·

Структура музея и содержание работы.

Музей леса создан как учебный и научно-просветительский центр с естественно-научным профилем, имеющий целью формирование нового – экологического – типа мышления у детей и создания центра лесоводческой и лесохозяйственной культуры. Материал представлен в разделах: ботанический, зоологический, лесохозяйственный, искусствоведческий.

·

  • Ботанический раздел содержит коллекцию гербариев основных видов растений, произрастающих в нашей местности, коллекции пород древесины, грибов, а также фотографии, отражающие структуру и жизнь леса. Материал оформлен на стеклянных витринах и демонстрационных столах. Как было отмечено на торжественном открытии музея, Гусь-Хрустальный район – район не только стекольный, но еще и лесной. В оформлении экспозиций удалось удачно сочетать обе эти особенности: лесной характер экспонатов и стеклянные стенды и витрины.

(Приложение 3)

  • Зоологический раздел представляет основные виды животных и птиц, обитающих на территории Курловского лесного хозяйства, раскрывает их роль в экосистеме. Раздел содержит чучела животных и птиц, их фотографии и описание повадок и мест обитания. Чучела размещены в стеклянных шкафах, на стенах музея, а наиболее крупные из них – на специальном подиуме. Фотовыставки обитателей животного мира, птиц и их гнездовий оформлены на стеклянных стендах и размещены на стенах музея.

(Приложение 4)

  • Лесохозяйственный раздел отражает историю и содержание деятельности Курловского лесхоза и Купреевского лесничества. Часть экспозиций посвящена школьному лесничеству, его истории, структуре, участию в российских и международных проектах.

(Приложение 5)

В искусствоведческом разделе лесной мир раскрывается как часть общечеловеческой культуры на основе сказок и мифов, а также шедевров мировой живописи. Большую часть этого раздела составляют репродукции картин «певца русской природы» И. И. Шишкина.

·

Школьный музей является составной частью воспитательной системы школы. Воспитательная система складывалась в течение нескольких лет и окончательно определилась после создания школьного лесничества. Системообразующая деятельность складывается вокруг нескольких приоритетных направлений, одним из которых стало экологическое. В этой системе школьное лесничество и школьный музей занимают ведущую роль – вместе они выступают как объединенный центр экологического образования и воспитания. Но при этом каждое из них идет своим путем: если лесничество решает прежде всего практические задачи, то для музея главным является научная и научно-просветительская деятельность.

  • Ведущая форма работы – экскурсии.

Разработаны как обзорная, так и ряд тематических.

ГРАФИК ЭКСКУРСИЙ

N"Q

Тема экскурсии

Время прове-

Класс, урок, учитель

п/п

·

дения

·

1.

Птицы нашего края

2 и 3-я

1 - 4 классы,

·

·

недели

окружающий мир,

·

·

октября

Грушина Е. А.,

·

·

·

КругловаЕ. В.,

·

·

·

Круглова С. г.,

·

·

·

Шаблова Н. В.

2.

Животные нашего края

4 - я неделя

5 и 6 классы, классные

·

·

октября

часы, Белова Т. С.,

·

·

·

Дроздова Т. А.

3.

Использование древесины в

2 - я неделя

Кружок «Умелые

·

народном хозяйстве

ноября

руки», Тростин В. А.

4.

Художественные промыслы

1 и 2-я

Кружок

·

·

недели

«Художественное

·

·

декабря

оформление» -

·

·

·

Иванова Н. В.,

·

·

·

Кружок «умелые

·

·

·

руки» - Тростин В. А.

5.

Лекарственные растения нашего

4 -я неделя

7 класс - Тоготина Т.

·

края

января

Е.,

·

·

2 -я неделя

9-е классы - Тостина

·

·

февраля

Н. А., Дроздова С. В.,

·

·

4 -я неделя

10-11 классы-

·

·

февраля

Трунникова Н. К.,

·

·

·

Якушева Л. А.

·

·

май

Классные часы с 1 по

·

·

·

11 классы

7.

Лесохозяйственные предприятия

Март, апрель

9«А», 9»Б», 1 О, 11

·

·

·

классы, урок

·

·

·

географии,

·

·

·

Трунникова Н. К.

·

Работой музея руководит совет, в который входят трое учителей школы, лесничий Купреевского лесничества и четверо старшеклассников, которые одновременно являются и экскурсоводами. 
·
(Приложение 6)
·
Учебные экскурсии, которые проводятся по готовым экспозициям, являются продолжением подготовительной работы по сбору и систематизации экспонатов. Инициативная группа музея, к которой примыкают все желающие, организует экспедиции в природу с целью пополнения коллекций экспонатов. Нами собран материал о 80 растениях нашего края, который оформлен в виде гербариев и описаний применения их в народной медицине. Сейчас по итогам этой работы планируется издать справочник «Лекарственные растения Мещеры в научной и народной медицине».
·
(Приложение 7)
·

Еще одно направление экспедиций – сбор материала о памятниках природы. В музее есть описания родников, расположенных в нашей местности, реки Колпь и болот, известных под общим названием «Маркино болото».

·
(Приложение 8)
·
На базе музея учителями школы проводятся учебные экскурсии по программам, включенным в учебный план школы. Некоторые уроки по предметам «Природоведение», «Мир вокруг нас», «Биология» -- оказалось удобно проводить в самом музее. Урок в музее – это редкая для детей возможность увидеть объект изучения не на картинках в учебнике, а воочию.  Кроме того, совет музея выступает инициатором всевозможных экологических конкурсов и викторин. Вечер «Экологический капустник» стал традиционным и проводится ежегодно. 
Через музей и школьное лесничество реализуется ряд экологических программ и проектов:

  • Проекты «Родник»; «Лесные знаки»; «Как вы узнаете птиц»; «Птичья столовая».
  • Программы «С любовью к природе» (начальные классы); «Юный натуралист» (для среднего звена); «ЭКО» (для старших классов).

В настоящее время музей насчитывает 280 экспонатов За время работы музея его посетило около 350 человек, в том числе и из других школ, поэтому музей, который задумывался как школьный, становится уже межшкольным. Его работа высоко оценена администрацией Гусь-Хрустального района. Глава районной администрации Н.И. Грушко и его заместители первыми посетили музей леса и оставили свои записи в Книге посетителей.


(Приложение 9)
·
Об эффективности экологического влияния музея можно судить по записям в Книге отзывов:
«Музей природы дает колоссальные возможности для воспитания у детей любви к родному краю и природе…» (З.Н. Дроздова)
«Мы очень надеемся, что ваш музей просуществует очень долго… «Азбука природы учит беречь и любить окружающую среду…» (Уч-ся Тащиловской с.о.ш.).
«Уверен, что «Азбука природы» займет достойное место в ряду музеев Гусь-Хрустального района и внесет значительный вклад в краеведение Мещерского края.» (Н.И. Грушко).
 
 
Таким образом, школьный музей леса «Азбука природы» с полным правом можно назвать организующим центром экологического образования и воспитания детей.
 
Материалы экологического семинара (март 2013)
 
 
home contact search contact search
Счетчик посещаемости и статистика сайта